Любопытная история Финеаса Гейджа

Часть 2. Черная кошка в темной комнате.
Такое может случиться только на пантомиме где-нибудь в театре, и нигде больше.
профессор Гарварда Г.Д.Бигелоу о произошедшем с Гейджем.

Гвозди бы делать из этих людей

Есть люди, которые, сами того не желая, становятся знаменитыми, и их жизнь рассматривает под микроскопом не одно поколение. Одним из них стал американский путепрокладчик-взрывник Финеас Гейдж.

А дело было так.

Жил-был не тужил один хороший человек, которого звали Финеас П. Гейдж (Phineas P. Gage) — год рождения 1823, судимостей не имел, в порочных связях замечен не был.

Его любили и уважали. Дело свое он знал, подчиненных не душил, был верным другом и заботливым сыном.

С детства отличался отменным здоровьем, твердыми костями, железными мускулами и железной волей.

Обладал сильным характером. Был хорош собой, деятелен и харизматичен. Как сказал бы Володя Шарапов: “Таких бабы любят”.

Все было бы у него хорошо, но судьба настигла Финеаса 13 сентября 1848 года.

В тот день он работал над подрывом скальной породы к югу от города Кавендиш в штате Вермонт, прокладывая путь для железной дороги.

Подрыв готовился таким образом: сначала в скале сверлилось глубокое отверстие, затем туда добавлялись взрывчатка, фитиль и песок. Все это утрамбовывалось металлическим шомполом.

Шомпол имел цилиндрическую форму, был длиной 1.1 метра и весил 6 кг при диаметре в 3.2 сантиметра. Он заострялся на конце смотрящим при трамбовке вверх и был изготовлен местным кузнецом по спецзаказу Финеаса.

В этот день что-то пошло не так, и искра от соприкосновения металла и скалы взорвала порох.

Шомпол подобно ракете выстрелил из отверстия в скале, вошел в левую часть лица Финеаса, проскользнул за левым глазом вверх, пробил череп и облепленный кровью и мозгами вылетел из головы бедняги.

Сила ускорения была настолько велика, что шомпол отбросило еще на 25 метров.

На этом история бы и закончилась, будь на месте подрывника какой-нибудь очкарик-хипстер, но это был Финеас Гейдж, и в тот день его судьба решила: “Будет жить!”

В результате прохода шомпола через полголовы, Финеаса отбросило на спину, но уже через несколько минут он смог не только говорить, но и с помощью коллег передвигаться на своих двоих. Затем, сидя (!) на телеге, он проехал 1.2 километра до ближайшего отеля.

Через полчаса после происшествия вызванный по тревоге доктор встретился с Финеасом, который мирно сидел в кресле на веранде отеля и приветствовал эскулапа такими словами: “Доктор, у вас похоже есть нехило работенки”. После чего показал развороченную дыру в верхней части черепа.

Доктор с необыкновенным удивлением начал осмотр, который закончился рвотой пациента и выбросом на землю еще с полчашки мозгов.

Несмотря на то, что любящие родственники уже приготовили саван и гроб, а также договорились с местным дьячком, чтобы все было «как у людей», Финеас не только выжил, но уже через два с половиной месяца (в середине ноября) вернулся домой. В феврале он смог работать по хозяйству, а весной уже пахал землю, работая, однако, всего лишь полдня.

Через четыре года (1852) Финеас был уже в Чили, где в течении 7 лет он гонял экипажи по маршруту Вальпараисо-Сантьяго, управляя шестеркой рысаков.

В 1859 году его состояние ухудшилось и он уехал в Калифорнию, где еще какое-то время проработал на ферме в Санта-Кларе. В мае 1860 года Финеас Гейдж умер в доме своей матери в Сан-Франциско в возрасте 36 лет.

Таким образом, он прожил 12 лет после несчастного случая, после которого мы с вами немедленно откинули бы коньки и уже 12 лет доказывали Апостолу Петру, что на самом деле мы не лодыри и тунеядцы, а честные СДВГшники.

На фотографии Финеас Гейдж и его знаменитый шомпол.

“Это больше не Гейдж”

Сейчас вы поймете, почему я рассказал вам эту историю.

Как я уже написал, Финеас был во многих отношениях образцом для подражания. Вот как его работодатели отзывались о нем ДО травмы:

“Самый эффективный и способный из прорабов, работающих на нас.”

Но после травмы эти люди были настолько потрясены изменениями в характере Гейджа, что они не пожелали вернуть ему место.

Вот что написал об этих изменениях после смерти Финеаса его врач мистер Харлоу:

“Равновесие или баланс, так сказать, между его интеллектуальными способностями и животными склонностями, был, по-видимому, уничтожен. Он:

  • порывист
  • непочтителен
  • время от времени позволяет себе грубейшую ненормативную лексику (что ранее было не в его привычке)
  • проявляет мало почтения к своим товарищам
  • нетерпим к ограничениям или советам, если они расходятся с его желаниями
  • порой до крайности упрям
  • но в то же время капризен и нерешителен
  • строит много планов, но бросает до исполнения в пользу других планов, которые находит более привлекательными.

Он — ребенок в своем интеллектуальном потенциале и проявлениях, но, в то же время, он имеет животные страсти сильного мужчины.

Хотя он никогда не ходил в школу, до своей травмы он обладал хорошо сбалансированным умом, и его расценивали как проницательного, хваткого бизнесмена, очень энергичного и настойчивого в выполнении всех своих планов.

В связи с тем, что его ум был радикально и решительно изменен, его друзья и знакомые говорили о нем “это больше не Гейдж”.

Не кажется ли вам, дорогие друзья, что поведение несчастного мистера Гейджа очень похоже на поведение Непоседы?

Шомпол разрушил у Финеаса левую лобную долю мозга. Внешняя часть лобных долей называется “префронтальная кора” и отвечает она, среди прочего, за:

  • планирование
  • принятие решений
  • мотивацию
  • внимание и концентрацию
  • самоконтроль (например, сдерживание импульсивности)
  • эмоциональное реагирование
  • поведение в социуме
  • оценку ситуации
  • направление мыслей и действий в соответствии с поставленными целями
  • способность к обучению.

То есть, префронтальная кора отвечает именно за те функции, которые у Непосед нарушены.

Давайте рассмотрим, что говорят о Синдроме ученые, а не бабки у подъезда.

Это рассказ о том, как живётся ребёнку и взрослому с СДВГ, что такое СДВГ и как нам выбраться из этой норы.