И тогда дети научились тому, чему никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться.
Адольф Ферьер, (это написано в 1920!!!).
Обычная средняя школа — это поточная система, основная задача которой — утрамбовать в молодые мозги тонны информации, которая формирует не образование, а его иллюзию.
Именно поэтому наставление мастера “Забудь обо всем, чему тебя учили” — это не байка, а реальность жизни.
На выходе средняя школа производит полчища 18-летних инфантильных цыплят, которые сразу после выпускного могут устроиться только на две работы: в бордель или же на погрузку/разгрузку на овощебазу.
В бордель или на овощебазу можно устроиться, не ходя в школу ни дня. Тогда чему в школе учат целых 11 лет и зачем нам такая школа?
Школа тяготила и напрягала меня. Моя непоседская сущность была совершенно несовместима с этой странной средой, где дисциплина, зубрежка и тесты были важнее человеческого достоинства, творчества и оригинальности.
…
В нашей школе было несколько удивительных учителей.
Тогда, в советское время, они не знали о СДВГ, дислексии и других когнитивных и поведенческих нарушениях, но их талант педагога и любовь к нам делали чудеса.
К сожалению, они так же, как и мы, были заложниками системы.
Вот что меня в этой системе не устраивало:
Во-первых, я должен был сидеть прикованным к парте от звонка и до звонка.
Что характерно, даже в тюремной камере можно встать с нар, походить, размяться.
Любая попытка встать из-за парты, походить, размяться во время урока пресекалась на месте. Дисциплина превыше всего!
Кто вообще придумал, что дети должны быть прикованы к парте по несколько часов в день? Это же физическая пытка!
Особо тяжело приходится ученикам начальных классов. Они должны резвиться на свежем воздухе, визжать, скакать, дышать полной грудью, а вместо этого их загоняют в душные классы, усаживают в ряды, как скот в стойло, и возводят написание курсивом в высшую ценность.
Миллионы детей подвергаются пытке каждый день, а мы думаем “Ничего, ведь я тоже через это прошел. Пройдут и другие”, т.е. превращаемся в соучастников издевательств над беззащитными существами.
Если учитель ударит ребенка, то папаша тут же прибежит разбираться с супостатом. Когда же учитель пытает ребенка годами, не позволяя ему двигаться, то никто и бровью не поведет.
Так и живем…
Во-вторых, предметы преподавались занудно и с упором на теорию.
Школа должна открыть ребенку жажду познания, зажечь искру интереса к учебе, дать толчок к самостоятельной работе.
У нас же даже нужные, полезные предметы, например, английский язык, преподавались кургузо, занудно, непрактично.
Не было наглядности, интерактивности, вовлеченности учеников в процесс обучения.
Многие учителя апеллировали к страху и чувству вины, вместо того, чтобы мотивировать и вдохновлять нас.
В-третьих, делался упор не на творческий потенциал или логику, а на запоминание и следование инструкциям.
Академический успех в школе достигался повторением того, что сказал учитель/автор учебника, а не созданием чего-то нового или какими-то оригинальными выводами из пройденного.
Для большинства из нас обучение в школе было погоней за оценкой, а не за знаниями.
Система выставления оценок порочна по своей сути, ибо она смещает фокус с жажды познания на жажду позитивного мнения учителя, которое и выражается в оценке.
Очень много прогрессивных школ за рубежом уже отказались от этой практики, и ничего, выпускают очень даже умненьких детишек.
В-четвертых, для всех учеников была одна и та же программа.
У каждого ребенка, пока по нему не прошлись катком средней школы, есть свои уникальные и ждущие раскрытия таланты.
Школа же является инструментом, чтобы нас усмирить и уравнять.
Усмирение производится путем дисциплины (сидение за партой), а уравнивание — путем навязывания одинаковых и в своей массе бесполезных знаний.
В итоге:
- вместо развития уникальных способностей происходит причесывание всех под одну гребенку.
- разгильдяи, типа меня, своим медленным прогрессом и мерзким поведением тормозят по-настоящему перспективных ребят.
- человек идет по жизни, не осознавая свой потенциал, из-за чего проигрывает и он, и общество.
Текст на картинке: “Для честного отбора каждый должен пройти тот же экзамен: пожалуйста, залезьте на дерево”.
В-пятых, проблема психологического и физического насилия между учениками была пущена на самотек.
В Рунете можно найти полно видеоклипов с мобильников российской школоты, на которых булли (bully — агрессивный школьник) издеваются над своими одноклассниками послабее.
Булли-девочки измываются над ближним даже с большей изощренностью и жестокостью, чем парни. Удары ногой по лицу — на каждом втором видео.
Физическое насилие, психологический прессинг, унижение человеческого достоинства — это обычная вещь в советской и российской школе. Интересно, почему в школах не бьют в колокола и не объявляют политику Нулевой Терпимости к булли?
Я думаю, логика здесь следующая. Школа — это отражение общества, а в нашей психологии укоренилось, что издевательства над личностью (дома, на улице, в школе, в армии, на зоне) — это своего рода инструмент для воспитания этой самой личности.
Ну нельзя позволить человеку жить в радости! Нужно преподать ему науку, пропустить его через огонь, воду и медные трубы, довести его до суицида. Выдержал — МУЖИК! Не выдержал — слабак, Москва слезам не верит.
Именно поэтому жалоба учителю о насилии воспринимается, как стукачество.
Покрывать подонка, рушащего своими издевательствами личность другого, считается благородным делом — получил, значит, слабак, терпи.
Самое страшное, что люди считают такую ущербную философию — нормой жизни. Норма жизни переходит в норму в школе. Все логично.
В-шестых, учитель мог безнаказанно унизить человеческое достоинство ученика.
Я и мои одноклассники выслушали немало нелицеприятных слов о себе, сказанных публично, а также пророчеств о нашем печальном будущем.
Что характерно, чем мрачнее были пророчества, тем большего достигли те, кому эти пророчества были адресованы.
А как некоторые учителя орали? Это же какая буря эмоций и не на холсте!
С таким голосом, страстью и блеском в глазах нужно объезжать диких мустангов, а не воспитывать будущих Платонов и быстрых разумом Невтонов.
…
Ради интереса я загуглил имя нашей сумасшедшей физички из Люберец. Что бы вы думали: я нашел пост от 2007 года, где говорилось, что жива-здорова и, как и раньше, оскорбляет и бьет учеников! В Штатах, она сначала бы отсидела за рукоприкладство, а затем была бы навечно отлучена от преподавания, но, как известно, у России свой путь — нам все норм.
В-седьмых, согласно школьной программе на нас сливались дикие объемы информации. Некоторые предметы были по-настоящему сложны для понимания и было неясно, зачем большинству из нас эти знания нужны.
Ради интереса составьте список вещей, которыми вы пользуетесь каждый день. Вот мой список:
1. Профессиональные знания.
2. Общение.
3. Навыки пользования компьютером.
4. Логика, риторика и критическое мышление.
5. Память, запоминание.
6. Вождение автомобиля и элементарный уход за ним.
7. Забота о физическом и психическом здоровье.
8. Семья: отношения с супругой, воспитание детей и забота о них.
По большому счету, школа (я закончил школу с углубленным изучением математики) дала мне лишь две практические вещи: правописание и математику. ВСЕ остальное, что мне нужно для жизни, включая профессиональные знания, я выучил сам (курсы, книги, общение, практика).
Я не понимаю, на что я потратил 10 лет своей жизни, ведь за этот срок можно получить несколько специальностей и научиться стольким жизненным навыкам!
…
Мое глубокое убеждение: главные вещи, которые определяют нашу жизнь, должны преподаваться в школе.
Возьмем, например, воспитание детей.
У нас есть дикое количество семей с проблемами (алкоголизм, наркомания, психические расстройства, просто несчастливые люди) и, когда дети из таких семей вырастут, то они будут воспитывать своих детей так же, как воспитывали их.
И не по злому умыслу! А просто из-за того, что они не знают, КАК МОЖНО ПО-ДРУГОМУ!
Так почему бы не научить школьников воспитанию детей и заботе о них, чтобы хотя бы дать шанс их будущим детям быть счастливее?
…
Самое печальное: человек никогда не научится множеству полезных вещей, если не научить его этому в школе.
Кого-нибудь в школе научили делать искусственное дыхание или прием Геймлиха? Может быть кого-то научили формальной логике и диаграммам Венна? Или психологии семейных отношений? Или вождению автомобиля? Или приемам запоминания? Или искусству риторики?
Зато, например, биология преподается с 5 по 11 класс. Разбудите меня среди ночи, я вам тут же скажу разницу между анемофилией и гидрофилией (виды опыления).
Скажите мне, каким образом знания о пестиках-тычинках и рыбных пузырях важнее практических навыков о том, как обработать рану или спасти подавившегося ребенка?
…
И, интересно, какая практическая польза от прыганья через козла?
Вы видели, чтобы люди записывались в спортивные клубы, чтобы прыгать через козла?
Конечно же, нет! Люди платят деньги за практические и полезные вещи, например, занятия на тренажерах, аэробику или боевые искусства.
Я ходил на тихоокеанские регаты, спускался в калифорнийские пещеры, висел в вертолете над Гранд Каньоном, пил ром с головорезами из Чиапаса, работал в поле под палящим солнцем Оахаки, видел величайшие холсты в лучших музеях мира, но нигде и никогда я не встретил козла, через которого нужно было бы перепрыгнуть.
…
Школьные годы чудесные чудесны не из-за школьной системы или предметов, а из-за бурлящей энергии юности, а школьная уравнительная система и непрактичные предметы, скорее, душат юность, нежели помогают ей.
К счастью, есть исключение — школы, в которых детей любят больше, чем дисциплину, а развитие логики и творческой искры ставят выше, чем результаты тестов.
И со временем таких школ будет все больше и больше.