Аист в капусте
Мы — социальные существа. Особенно это касается детей. Для ребенка, наряду с ужасом того, что его не любят, есть и другие, глубоко сидящие страхи:
- быть не принятым в компанию
- быть изгнанным из компании
- быть хуже других или просто отличаться от других.
Когда взрослый Непоседа узнает о своем Синдроме, то на него накатывает неописуемое облегчение, так как он всю жизнь думал, что он моральный урод и безвольная амеба, а тут, оказывается, что он просто больной человек.
В случае же с ребенком-Непоседой ситуация кардинально иная, и поэтому здесь нужен особый такт и подход, чтобы Непоседушка:
- Не растерял остатки своей самооценки
- Понял, что он особенный, но при этом он не хуже других
- Стал активным участником по преодолению Синдрома совместно с родителями, врачами и учителями.
…
Я не понимаю родителей, которые рассказывают детям небылицы о серьезных вещах, например, о рождении ребенка. Типа: “тебя нашли в капусте” или “тебя принес аист”…
Не проще ли сказать, что папа и мама любят друг друга, из-за этой любви в животике у мамы появился их маленький, размером с горошину, малыш, затем малыш рос, а когда пришло время, он из животика вышел?
Это же, с одной стороны, правда, а с другой — информация, которую ребенок сможет переварить и сделать правильные выводы, например, что он — результат любви мамы и папы.
…
Если ребенка можно более менее безболезненно для него обмануть про аиста/капусту, то в случае с СДВГ ситуация иная.
Непоседа не дурак и он прекрасно знает или же интуитивно чувствует, что есть правда, а что есть ложь в отношении его непоседской личности.
Поэтому он оценит только правду, но правда должна быть донесена до него с учетом того, что он еще не достиг уровня интеллектуального и эмоционального развития взрослого.
Американский врач Эдвард Халловелл (Edward Hallowell) предложил превосходный подход к тому, как донести ребенку-Непоседе новость, о том, что тот является Непоседой.
Вот мой перевод статьи Эдварда Халловелла, опубликованной на тематическом интернет-портале ADDitude.
Твой мозг — это Феррари
Позитивные способы донесения диагноза о детском СДВГ. Рекомендации для родителей и профессионалов, которые хотят подчеркнуть сильные стороны и сформировать уверенность в себе у детей с дефицитом внимания.
12-летний Джереми сидит в моем офисе, его родители — по бокам. Мы завершили вводную часть обследования Джереми на предмет СДВГ, т.е., мы четко определили симптомы, трудности и победы Джереми, исходя из его слов, а также мы учли наблюдения его родителей и учителей. Теперь мы собрались вместе для очень важной встречи, во время которой я скажу Джереми и его родителям, что моя команда и я почерпнули из этих “уроков истории”.
Джереми и его родители выглядят напряженными. Джереми в своей бейсболке, надетой козырьком назад, таращится в точку на полу, как будто сейчас он хочет находиться где-то в другом месте. Мама и папа наклонились вперед, смотря на меня с ожиданием и со страхом, написанным на их лицах.
Я подхожу к существу вопроса. “У меня для тебя хорошие новости. Мы очень много узнали о тебе, Джереми и угадай, что я тебе сейчас скажу! У тебя поразительный мозг. Твой мозг — невероятен.”
Джереми поднимает взгляд, мама и папа немного откинулись назад. “Твой мозг подобен Феррари. Ты ведь знаешь, что такое Феррари?” Джереми кивает, улыбаясь. “Так вот, твой мозг подобен двигателю гоночной Феррари. Он очень мощный. Если о нем правильно заботиться, то в своей жизни ты выиграешь много гонок”.
Я делаю паузу. “Но есть проблема”. Родители и сын бросают на меня быстрые взгляды. “У тебя тормоза от велосипеда. Твои тормоза недостаточно сильны, чтобы контролировать мощный мозг, который у тебя есть. Таким образом, иногда ты проносишься мимо мест, в которых ты хотел бы притормозить, или ты игнорируешь инструкции, которые ты хотел бы выслушать. Но не беспокойся. Я — специалист по тормозам. А помогу тебе усилить твои тормоза, чтобы ты стал тем чемпионом, которым ты являешься.” Следующие 15 минут, мы обсуждаем мозг — гоночную машину, которая оснащена велосипедными тормозами.
Доктор Рассел Баркли описал неврологические основы СДВГ, как относительное состояние расторможенности, дающее начало трем негативным симптомам: отвлекаемости, импульсивности и гиперактивности. Человек с СДВГ не может заблокировать (подавить) входящие внешние раздражители, что делает его отвлекаемым, и он не может заблокировать (подавить) исходящие импульсы, что делает его импульсивным или гиперактивным.
Другими словами, ребенок с СДВГ имеет слабые тормоза. Цель лечения — усилить эти тормоза. В то время, как Джереми, его родители и я обсуждаем идею, гнетущая обстановка в комнате разряжается, как будто область высокого атмосферного давления толкает шторм подальше от берега.
Постепенно выходит солнце, заливая собой комнату. Беспокойство и страх переплавляются в веру и энтузиазм. Родители Джереми начинают делиться историями. “Давайте, я расскажу вам, как тормоза Джереми подвели его на прошлой неделе”,- говорит отец, и все трое начинают смеяться. Потенциально напряженная встреча превращается в дискуссию, свободную от страха, по мере того, как мы делаем мозговой штурм по стратегиям о том, как выигрывать гонки в своей жизни.
—
Автор: доктор Эдвард Халловелл (Dr. Edward Hallowell) .