Автор статьи: Артём Чернов. Специалист по физиологии психической деятельности, канд. биол. наук
Эта идея очень часто звучит примерно в такой формулировке:
«Дети с СДВГ – особенные, из них вырастают выдающиеся бизнесмены, учёные и политики».
Скорее, бизнесмены и политики вырастают – из кого угодно, а с учётом того, что в популяции по разным оценкам от 5 до 22% людей в детском возрасте имеют признаки дефицита внимания или характер «гиперактивных», то, естественно, какой-то процент «бизнесменов и политиков» будет вырастать и из них. Но в действительности большинство детей с симптомами СДВГ не демонстрируют каких-либо уникальных талантов. Более того, очень часто эти нарушения в регуляции активности мозговых систем никак не способствуют продуктивной и высокоэффективной работе и каким-либо социальным достижениям. В обычной жизни такие дети зачастую получают ярлык ленивых, упрямых, непослушных или даже (в более старшем возрасте) «раздолбаев».
—
«Исследования IQ у детей с СДВГ показывают, что в группе у них, как правило, средний IQ несколько ниже, чем у детей без СДВГ. Эта групповая разница оценивается примерно в 9 баллов IQ.»
// Differential Brain Development with Low and High IQ in Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder https://journals.plos.org/plosone/article…
—
Однако существуют разные типы нарушений в активности мозговых систем – вполне возможно, что «недостаточность» внимания будет существовать на фоне апатии, проблем с мотивацией, неуверенностью и постоянным беспокойством по поводу выполнения заданий, что приведет к сниженной активности (в некоторых случаях проблемы с функцией внимания просто затеряются в общей массе различных проявлений дефицита активирующих влияний на кору мозга).
Тем не менее, ничто не мешает такому ребёнку, родившемуся, например, в семье политиков – найти своё место во властных структурах, при наличии харизмы и других качеств, необходимых для успешной карьеры в этой сфере. А импульсивность для политика, как мы знаем, – совсем не помеха. Только вот у такого политика будут проблемы с долговременным планированием (например, умением оценивать долгосрочные экономические стратегии) – он будет стремится получить всё «здесь и сейчас», любой ценой («цель оправдывает средства»).
Ничто не мешает ребёнку с СДВГ стать и талантливым художником или поэтом. И не беда, если он так и не сможет устроить нормальную семейную жизнь или будет, например, откусывать друзьям мочки ушей в кабаках, играть в азартные игры, систематически терпеть банкротства и т. д. Как мы понимаем, на художественное качество работ всё это не влияет.
Всего лишь лет 20-30 назад иной характеристики симптомам СДВ(Г) кроме как отнесения их к «особенностям личности» (акцентуации) или даже к «дурному характеру», – вообще не было альтернативы. Если такому ребёнку не повезло, и он родился в семье с «низкой социальной ответственностью» – им никто не занимается и развитие пущено на самотёк, то существует ненулевая вероятность, что он вообще пойдёт по «кривой дорожке»: станет алкоголиком или наркоманом, не будучи в состоянии минимально адаптироваться к требованиям нормальной социальной жизни. Да, антисоциальное расстройство личности – тоже одно из коморбидных симптоматике СДВ(Г) личностных расстройств.
Таким образом, СДВ(Г) само по себе не имеет отношения ни к интеллектуальным способностям, ни к творческому потенциалу, ни к прочим «задаткам».
Это две совершенно параллельных, не связанных между собой, вещи. Им ничего не мешает существовать совместно, однако одно никак не влечёт за собой другое и не способствует ему.
Все утверждения «об особых задатках» человека с синдромом дефицита внимания не имеют под собой никаких оснований – в действительности, корреляцию этих признаков между собой никто никогда не изучал, поэтому какие либо выводы о прямом обусловливании одного другим – чисто спекулятивны.
Те же, кто пытается сформировать представление о характеристиках и личностных особенностях зрелого носителя СДВ(Г), опираясь на стихийный опыт наблюдения за СДВГ-представителями из своего круга общения, обычно совершают так называемую «систематическую ошибку выжившего» (один из типов когнитивных искажений).
Более того, можно однозначно утверждать, что люди, страдающие, например, алкоголизмом, хронические курильщики (неспособные отказаться от этой привычки) или вообще – патологически зависимые от чего-либо (в том числе, и в социальном смысле) гарантированно имеют нарушенную активность модулирующих систем мозга, которая, собственно, и приводит к формированию в процессе развития соответствующего профиля личности и приобретению патологических форм саморегуляции – за счет использования внешних стимулирующих/расслабляющих агентов.
Это говорит о проблемах с работой естественных механизмов переключения активирующих-инактивирующих систем мозга. Те случаи СДВГ, рост которых фиксируется статистикой (обращения за врачебной и/или психосоциальной помощью), как правило, связаны с семьями с высоким социальным уровнем жизни и относительным благополучием – в противном случае проблема зачастую даже не будет распознана как некое отдельное расстройство, которое необходимо корректировать.
Отсутствие самоорганизованности, хроническая усталость, невозможность длительно сосредотачиваться на чём-либо, приводящая к низкому качеству работы, отсутствию дисциплины во взрослом состоянии и даже крайне высокий риск возникновения патологических зависимостей – также зачастую является следствием не выявленного «дефицита внимания» и прочих нарушений в работе модулирующих систем мозга (которые приводят к симптоматике «исполнительной дисфункции»).
На эти нарушения могут указывать и такие проявления: хаотическая сумбурная жизнь, постоянная смена работы и партнеров, гиперответственность, перфекционизм, болезненное внимание к мелочам, неспособность отпустить размышления «о проблемах» (зацикливание, персеверации) и множество, множество других психологических симптомов и «черт характера».
Скорее есть все основания ожидать, что проблемы с активностью модулирующих систем мозга (на некоторые из них однозначно указывает синдром дефицита внимания и исполнительная дисфункция) у среднестатистического ребёнка, родившегося в обычной семье, приведут к недостаточному уровню удовлетворенности социальной жизнью и многочисленным проблемам с тем, чтобы организовать своё будущее – стабильно адаптироваться в социуме.
Таким образом, наличие определенного личностного потенциала в виде когнитивных и творческих ресурсов может способствовать такой адаптации, но сам потенциал не вытекает непосредственно из симптоматики СДВ(Г).