Эллен Литтман: Что хочет СДВГ мозг и почему. Часть 1/2

Автор: доктор Эллен Литтман (Dr. Ellen Littman).

Переведено и опубликовано Романом Савиным с согласия автора.

Оригинал: https://drellenlittman.com/ADHD_Brains.pdf

Автор рисунка: Сергей Корсун (для книги Романа Савина «Стартап Дот Лав»).


Недостимулированный СДВГ мозг

Наше понимание неврологических основ СДВГ находится в самом зачатке.

Этот обзор представляет собой упрощенный взгляд на множество теорий, которые пытаются дать ответ на этот исключительно сложный вопрос.

Любой мозг должен быть стимулирован (возбужден), чтобы нормально функционировать. Оптимальный уровень возбуждения позволяет мозгу оставаться бдительным и восприимчивым, а, следовательно, быть готовым делать дела и учиться.

Как правило, не-СДВГ мозг возбуждается через переключение между внутренней и внешней стимуляцией.

Вне зависимости от колебаний уровня стимуляции, не-СДВГ мозг достаточно заряжен. Он может оставаться бдительным и внимательным, заправляясь необходимыми нейромедиаторами.

Нейромедиаторы — это химические вещества, которые способствуют общению нейронов между собой. Координация между нейромедиаторами позволяет мозгу находиться в возбужденном состоянии.

Когда мозг работает хорошо, он может помочь в достижении целей. Его исполнительные функции направлены

на оценку ситуаций, с учетом текущих и прошлых данных, и

на адекватную реакцию на происходящее.

При этом не-СДВГ мозг не перегружается эмоциями или ощущениями.

СДВГ мозг так легко не адаптируется. Поиск и поддержание необходимой стимуляции в таком мозге затрудняются низкими уровнями дофамина и норадреналина.

Для СДВГ мозга стимуляция от обычных, повседневных задач очень часто не может конкурировать со стимуляцией, вызываемой более волнительными вещами.

В итоге, СДВГ мозг всегда сканирует окружающую среду на вещи, которые могут дать ему высокую стимуляцию.

Таким образом, СДВГ мозг очень мотивирован на поиск стимула, который обеспечит ему оптимальное возбуждение.

Опасения о несвоевременности или о негативных последствиях затмеваются этой неотложной миссией, которая превосходит все остальные задачи.

Эта “охота” может отвлечь СДВГ мозг от важных вещей, требующих его внимания.

Из-за этого владельцы СДВГ мозгов часто не готовы к новым для себя ситуациям и неадекватно реагируют на них, тщательно их не оценивая.

Это ставит под угрозу способность СДВГшек про-активно выбирать действия, направленные на достижение желаемой цели.

СДВГшки не делают сознательного выбора, когда они игнорируют нужные для выполнения цели задачи, хотя так может показаться со стороны — их мозг заставляет их делать это.

Для некоторых СДВГ мозгов оптимальное возбуждение включает в себя усиление существующей стимуляции, чтобы вещи были громче, быстрее, больше, смешнее, рискованнее — чем интенсивнее, тем лучше.

Скука — обычная жалоба для владельцев таких мозгов. Это физиологически дискомфортное состояние, при котором мозг недостимулирован и не способен адекватно взаимодействовать с окружающей средой.

Фактически, СДВГ мозг с низкой стимуляцией может заставить своего владельца увеличивать уровень интенсивности с помощью шума, смеха, хаоса или конфликта, если нет другого способа для усиления стимуляции.

У более импульсивных СДВГ мозгов есть своя логика: если какая-то стимуляция хороша, больше будет лучше.

Однако не все так просто.

Большинству людей с СДВГ трудно регулировать уровень стимуляции и они могут внезапно оказаться в состоянии чрезмерного возбуждения. Веселье становится слишком бурным, смех приобретает намек на истерику, зрелища и звуки бомбардируют СДВГшек, пока это не приведет к дезориентации и перегруженности.

Физиологическая перегрузка может окончиться неожиданными слезами, криком или уходом в себя.

Подстрекаемые своим мозгом, многие СДВГшки не видят грядущего “крушения”, пока они не истощены эмоционально или физически.

Когда же их мозг требует выключения, они больше не могут обрабатывать информацию.

В этом случае, они нуждаются в немедленной передышке от суматохи, чтобы отдохнуть без взаимодействия с окружающей средой, без воздействия внешнего стимула.

Их внезапный и полный уход в себя часто является источником замешательства и беспокойства для окружающих.

Другие СДВГ мозги едва справляются с уже существующим уровнем стимуляции.

Эти мозги чувствуют бомбардировку окружающей средой и любая избыточная стимуляция быстро создает дискомфорт, разочарование и раздражение.

Владельцы сверхчувствительного СДВГ мозга склонны снижать стимуляцию, отказываясь от групповых разговоров и изолируя себя от видеоигр или фильмов.

Они не любят строить планы, они отказываются от вечеринок, они избегают универмагов и громких концертов — оставаясь там, где они могут дозировать уровень стимуляции своего мозга.

Одним из отличительных признаков СДВГ является извечная проблема мозга в саморегуляции.

В любой момент потребность мозга в стимуляции варьируется в зависимости от внутренних и внешних требований. Ответы основаны на возможной мотивации и концентрации, учитывая уровни нейротрансмиттеров в то время.

Независимо от того, ошибается ли СДВГ-мозг в сторону чрезмерной или недостаточной реакции, он редко реагирует адекватно.

Эти разные пути к одной и той же цели (оптимальной стимуляции мозга — Р.С.) объясняют, как

  • энергичный, общительный, разговорчивый, “чрезмерный” человек и
  • застенчивый, пассивный, замкнутый человек с низкой энергией

внешне функционируют так по-разному, но при этом и тот и другой имеют СДВГ.

Эти несопоставимые представления иллюстрируют противоречивые сенсорные восприятия, которые побуждают некоторых подвергать сомнению феномен СДВГ.

Действительно: то, что происходит в мозге СДВГшки, постоянно в своем непостоянстве.

(продолжение —>)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *